Кузнецова Олеся Александровна ,воспитатель

Проект «Русская народная игрушка-матрешка»

3f428f1988163b69ab580e2f4e36f01c.jpgЦель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.  Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный, долгосрочный.

Срок реализации проекта: январь - февраль 2020г.

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

1.Повысится интерес у детей к истории России, к истокам русской народной культуре, на примере русской народной матрешки.

2.Будут сформированы первичные знания у детей о росписи и изготовлении игрушки.

3 Дети приобретут навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрёшкой.

Методическое обеспечение.

- Подбор методической и художественной литературы.

- Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка – МАТРЁШКА»

- Картотека потешек, стихотворений, пестушек, песенок, прибауток,

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:

Определение темы проекта. Формирование цели и определение задач. Подбор материала по теме проекта. Составление плана основного этапа работы.

1. Презентация « Русская народная игрушка матрешка»

2. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках наших бабушек и дедушек, об игрушках матрёшках.

3. Рассматривание игрушки матрёшки.

4. Подготовка наглядно – дидактического материала.

5. Знакомство с проектом участников (родители).

 

 

 

2 этап – Основной:

Организация практической работы над проектом.

1. Подбор методической и художественной литературы.

2. Оформление памятки для родителей «Русская народная игрушка - Матрешка».

3.Непосредственно - образовательная деятельность:

Познавательное и речевое развитие:

- рассматривание матрешек

- презентация «Русская народная игрушка матрешка»;

- художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц

о матрёшке;

- беседа воспитателя о русской народной игрушке матрёшке;

Художественно – эстетическое развитие:

- Рисование «Сарафан для матрёшки»

- Рисование «Раскрасим пуговички матрёшкам»

- Конструирование из строительного материала «Дома для матрёшек»

- Лепка «Украшаем матрёшку» ; « Кукла –неваляшка »

- Аппликация «Наряд для матрёшки»

- Музыка:  заучивание частушек, знакомство с народными песнями.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Цветные матрёшки»

Дидактическая игра « Найди домик для матрешки»

Дидактическая игра «Большие и маленькие матрёшки»

Дидактическая игра «Найди матрешку по силуэту»

Сюжетная  игра « Дружные сестрички»

Сюжетная игра «Матрёшки ходят в гости»

Подвижная игра с р.н. музыкой «Карусель»

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Оденем матрёшке платочек»

 

3 этап – Обобщающий:

Систематизация информации

1. Работа с информацией, дополнительной литературой;

2. Выполнение оформления проекта:

* На занятиях по изобразительному искусству украшают наряд матрёшке.

* На занятиях по развитию речи читаем произведения из раздела “Устное народное творчество”.

* На занятии по сенсорике формируем умение разбирать и собирать матрёшку

* На музыкальных занятиях разучивают частушки, песенки

4 этап – Заключительный:

1.Создание в группе мини-музея «Матрешки».

2.Изготовление альбома «Откуда появилась матрешка»

3.Выставка «Матрешка» - авторская работа выполненная из любого материала.

4. Развлечение « Мы веселые матрешки».

 

24 февраля 2021 в 14:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.