Кузнецова Олеся Александровна ,воспитатель

Педагогические чтения

f4d99d93878776356b2dd028d1036d1a.jpgСегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В арсенале образовательных организаций и самих педагогов находятся педагогические ресурсы: методы, формы, средства воспитания, ориентированные на определенные возможности и особенности детского возраста. Важное место среди таких средств в этом арсенале занимает игра и игровая деятельность.

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно, в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для обучения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы увидеть, как игра влияет на психическое развитие ребенка.

Цель реализуется через совокупность конкретных задач, которые звучат следующим образом:

1. Изучение литературы по проблеме.

2. Раскрыть содержание понятия игры.

3. Показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного вида деятельности, на данном этапе жизни.

4. Теоретически и экспериментально обосновать эффективность программы, включающей наиболее подходящие для детей дошкольного возраста игры.

Гипотеза: процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если построить свою работу в игровой форме, опираясь на ведущую деятельность в данном возрасте.

Объект исследования: развитие психических функций у дошкольников.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития психических функций дошкольников.

Методологическую основу исследования - составили диалектические положения и связи, концепции личности, деятельностный подход в образовании.

Теоретическую основу - составили педагогические работы Д. Б. Эльконина, Леонтьева, Л. С. Выготсткого, изложившие научно-обоснованные подходы к проблеме ведущего типа деятельности.

Для достижения своих целей, проверки вдвинутой гипотезы использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, обучение, эксперимент, анализ результатов исследований и экспериментов.

Научная новизна исследования - заключается в том, что в нашу работу были включены современные методы и подходы к формированию психических процессов у детей через игру таких авторов как Г. Б. Монина, Н. Л. Кряжева.

Практическое значение исследования - заключается в том, что описание и результаты психологического исследования эффективности игровой деятельности в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста, могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных.

База исследования: МБДОУ №48 г. о. Солнечногорск

Этапы исследования:

Шаг 1. Изучить литературу по проблеме исследования

Шаг 2. Педагогический эксперимент.

Шаг 3. Проанализировать психолого-педагогическое исследование и результаты эксперимента.

 

Игра является одним из самых замечательных явлений жизни, деятельность, как будто это бесполезно, но необходимо. Невольно осознать и привлечь к жизни явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для науки.

Что такое игра?

Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, является важным направлением деятельности, то есть набор соответствующих действий привода.

Игра — это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей среде.

Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.

Суть человеческой игры - в способности, отображать, преображать действительность. В игре впервые формируется и отражается потребность воздействовать на мир.

Определение сути игры заключается в том, что по мотивам игры несколько экспериментов, важных для игры аспектов реальности.

Игра, как и любая человеческая деятельность, мотивируется отношением смысла для индивидуальных целей.

В игре существуют лишь действия, цели которых важны, чтобы каждый человек следовал их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее главное очарование.

Все теории игры можно разделить на несколько групп:

1. Теории, исходящие из биологических факторов.

2. Теория, основанная на психологических факторах.

3. Социологические, социально-психологические теории игр.

4. Универсальные или синтетические теории.

Все эти теории пытаются рассматривать игру, как в критический и аналитический или по сути универсальный, феноменологический, экзистенциальный, мифологический аспект, не находя, часто, отсутствие контактных пунктов, что подтверждает неуловимость истинную природу исследуемого феномена.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

· сюжетно-ролевая игра;

· театр;

· мобильный;

· дидактическая.

Главным компонентом ролевой игры является сюжет, без него нет ролевой игры.

Сюжет игры - сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого, история ролевых игр делятся на:

Игры на темы: «Дом», «Семья», «Каникулы», «День рождения» (большое место уделяется кукле).

Игры на социально-производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, лодка).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героизм нашего народа (герои войны, космические путешествия).

Игры на темы литературных произведений, кино, телевидения и радио: “моряков” и “летчиков”, в зайца и волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Время игры:

· в младшем школьном возрасте (10-15 минут);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально произвольные характеристики.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, во - первых, действия, и проявления личности, которые становятся доступными, еще не стали привычным явлением. Эти новые, только зарождающиеся и еще не закрепленные как нечто привычное.

Для входа в игру снова и снова, совершенствуя ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития.

В игре формируются все аспекты личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливая переход к новому этапу развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат моделями, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, по развитию способностей и качеств, необходимых для деятельности, которая в будущем будет делать.

В игре появляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они и образуются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется:

1. Воображение, которое воплощает и улететь от действительности, и проникновение в нее.

2. Умение трансформировать реальность изображения и преобразовать его в действие, изменения, заложены и подготовлены в действии.

3. В игре путь вознесения, чувств, действий и организованной в чувство; словом, в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности.

4. В ролях, которые ребенок, играя, предполагает, что расширяет, обогащает, углубляет личность ребенка.

5. В игре, в определенной мере формируются свойства, необходимые для обучения в школе, в результате чего желание учиться.

Игра является особенно спонтанным, как ребенок, но все это строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Общение с ребенком черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем рассказе контент выходит на сцену, в театр, на сцену, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Внутренние и результаты проделанной в процессе разработки игры зависит от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игры, и все зависит от потребностей и интересов и способствует развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра уже другое место, и принимает другие формы.

Организуя игру в дошкольной образовательной организации, современный педагог должен учитывать специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую.

Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психологического развития вид деятельности. Только ребенок, умеющий общаться и активно познающий наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка.

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в дошкольном учреждении и предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, являясь одним из важных средств развития.

Исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.

 Рассмотрим принципы организации игровой деятельности:

- принцип активности – основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;

- открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;

- принцип динамичности выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;

- наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;

- занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;

- принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения играющего ребенка;

- коллективность: отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;

- самодеятельность и самостоятельность детей в игре – это одни из главных принципов, которые имеют функцию управления, выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

- принцип проблемности в игре выражает логико - психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной сфере.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на детей.

Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ № 48. Всего было обследовано две группы детей дошкольного возраста с общим составом 24 человека.

Эксперимент проводился в 3 части:

1. Констатирующая (первичная диагностика уровня развития таких психических процессов, как внимание, память и восприятие).

2. Формирующая (организация занятий с детьми по развитию выше психических процессов, с опорой на ведущий тип розничной дошкольного возраста - игра, как наиболее эффективной и действенной).

3. Контрольная (вторичная диагностика уровня развития психических процессов, после проведения тренингов).

Цель эксперимента - выявить уровень развития психических процессов: внимание, память, восприятие, анализ полученных результатов

В ходе исследования для определения уровня используются следующие методы:

· Методика «Разрезные картинки» (С. Д. Забрамная).

· Методика диагностики слухового восприятия (В. Л. Шарохина).

· «Корректурная проба» (тест Бурдона).

· Метод «Сравнение изображений» (С. Д. Забрамная).

· Методика диагностики зрительной памяти (В. Л. Шарохина).

· 10 слов (А. Р. Лурия).

Все диагностические инструменты, проводились индивидуально с каждым ребенком.

Метод изучения процесса восприятия у детей дошкольного возраста:

1. Методика «Разрезные картинки» С. Д. Забрамная.

Цель - определить уровень развития целостного восприятия предметной картинки у детей.

Методология.

Взрослый показывает ребенку четыре части разрезать на картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. Предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

2. Средство диагностики слухового восприятия В. Л. Шарохина.

Цель: определить уровень развития слухового восприятия.

Методология.

Ребенку предлагают прослушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений. После предъявления текста ребенок просит то, что он слышал то, что происходило в истории.

3. Корректурная проба (тест Бурдона)

Цель: определить особенности развития способности к устойчивости и распределения внимания

Ход:

Ребенок, просматривая в корректурной в каждой строке матрицы последовательно, должен быстро пересек: треугольник, косая линия, круг-прямой, звездочку – крестиком.

Цель: исследовать такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Ход:

Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задать вопрос: «Чем отличаются картинки?»

4. Средство диагностики зрительной памяти В. Л. Шарохина.

Цель: определить уровень развития зрительной памяти.

Методика поведения:

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкции на запоминание: «внимательно посмотрите на фото (по форме)». Через некоторое время, изображения извлекают, переворачивают и ребенка просят назвать те, которые он запомнил.

5. Методика «10 слов» А. Р. Лурия

Цель: изучить состояние памяти, слуха.

Ход:

Ребенку называют десять односложных и двусложных слов. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакого смысла коммуникации. Ребенок повторяет слова взрослого, действительный протокол.

Опыт повторяется 3, 4, 5 раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна быть произведена в тишине, не должно быть посторонних разговоров.

Для выявления уровня сформированности у дошкольников таких психических процессов как внимание, память и восприятие после проведения разрабатывает работе были использованы диагностические инструменты, предлагаемые в констатирующем эксперименте. В фазе контроля опыта, мы провели сравнительный анализ развития познавательных процессов, в результате, были получены следующие данные.

Результаты исследования уровня развития психических процессов у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе (после проведения курса подготовки практической части) в рамках контроля эксперимента показали, что количество детей с высоким уровнем развития когнитивных процессов, в процентах 42 %; со средним 50 %, ставки от 8 %.

На основе результатов контрольного эксперимента в контрольной группе установили: количество детей с высоким уровнем развития психических процессов, в процентах 33 %, в среднем 50 %, с низким 17 %.

В рамках экспериментальной работы нам удалось выявить уровень развития психических процессов у детей дошкольного возраста основным диагностическим методом, позволяющих определить степень развития внимания, памяти и восприятия.

После получения результатов исследования, диагностической деятельности с детьми, входящими в экспериментальную группу, были проведены при поддержке ведущий тип деятельности дошкольного возраста - игра, как одно из условий всестороннего и гармоничного психического развития ребенка.

Эти формы, конечно, позволили оптимизировать процесс формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста. После реализации серии занятий была проведена проверка, диагностика. Проведенные анализы показали эффективность нашей работы.

Заключение

Основной вид деятельности - игра, с которым, на определенном этапе развития ребенка связано возникновение важнейших психических новообразований. В дошкольном детстве основные виды деятельности — это игра.

Игра, как ведущий вид деятельности детей должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе в режиме дня ДОО и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям воспитывающего и развивающего обучения детей.

Использование различных игр в режиме дня, в ходе непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

Для детей дошкольного возраста будет лучше, если его воспитания и обучения (например, подготовка к школе, обучение навыкам саморегуляции) будет иметь место в игре. И ролевые игры, которые любят дети в этом возрасте могут быть гораздо более полезным и более необходимым для формирования сильной воли, качеств, для развития внимания, памяти, мышления многочасовое просиживание для развития книг. Если взрослые не принимают во внимание особенности возраста, требуют, чтобы дети дошкольного возраста, отказа от любимых дел в пользу обучения, то есть два варианта: либо ребенок не будет в состоянии выполнить какие-либо условия или негативно повлиять на ее психическое и физическое здоровье.

По результатам количественного анализа стало ясно, что значительное преимущество по показателям уровня развития психических процессов: восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста, с которыми велась опытно-экспериментальная деятельность значительно повысилась после проведения тренингов.

По итогам проделанной работы: цель исследования достигнута, решены задачи, подтверждена гипотеза исследования.

24 февраля 2021 в 14:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.