Кузнецова Олеся Александровна ,воспитатель
Огород на подоконникеПроект в младше-средней группе «Огород на подоконнике» Название проекта: «Огород на подоконнике». Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой. Возраст детей: Младше-средняя группа(3-4 года). Продолжительность: кратковременно, 7 недель. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, петрушку, укроп, и пшеницу. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Взаимодействие с семьей: 1. Сбор семян, необходимых для посадки. 2. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Тема: Посадка лука,укропа, петрушки и пшеницы. Цель: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей. Задачи: Образовательные: • учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях; • обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Развивающие: • развивать познавательные и творческие способности детей; • формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объекктам. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям. Задачи создания развивающей речевой среды: • Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов. • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель». • Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе. Оборудование и материал: ящик, совочки, лейка, баночки, пластиковые стаканчики; луковицы, земля, вода. Планирование мероприятий по реализации проекта: I этап — подготовительный (1 неделя). В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобралихудожественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. II этап — исследовательский (5 недель). Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения — человек. Результаты экспериментов фиксировали в фотоархиве.В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия игры, беседы. III этап — заключительный (1 неделя). Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Провели конкурс «Угадай название овоща», игру «Мышка в огороде». План реализации проекта. Подготовительный этап 1.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи. 2. Разбивка огорода на подоконнике. 3. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Исследовательский этап 1. Рассматривание семян (укропа, петрушки,пшеницы, посадка семян и лука. 2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». 3.Занятие с детьми: «Однажды хозяйка с базара пришла» 4. Проведение дидактических игр «Узнай на запах», «Узнай на вкус». 5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. 6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). • Проведение игры «Мышка в огороде». Заключительный этап 1. Подведение итогов реализации проекта. План экспериментальной деятельности. Земля Название мероприятия: Узнаем какая земля. Цель:Выявить свойства земли: черного цвета, сыпется Материал,оборудование: земля в контейнерах Вода Название мероприятия: Вода и растения Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем) Солнце Название мероприятия: Солнце и растения Цель: Определить роль солнца в жизни растений Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату) Человек Название мероприятия: Человек и растения Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека Материал,оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место). Список используемой литературы: 1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. 2. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. 3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. 4. Сигимова М. Н. Познание мира растений. 5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005. 6. Интернет ресурсы По реализации проекта «Огород на подоконнике»были получены следующие результаты: 1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями. 2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. 4. Дети увидели многообразие посевного материала. 5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. 6. В группе был создан огород на окне. 7. Дети стали более уважительно относиться к труду. 8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне». 24 февраля 2021 в 14:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.